Регистрация в ЕСИА физических лиц
Процесс регистрации граждан Российской Федерации и иностранных граждан включает в себя следующие этапы регистрации:
Этап 1. Регистрация упрощенной учетной записи.
Этап 2. Заполнение профиля пользователя, инициирование процедуры проверки данных. Успешная проверка данных переводит учетную запись в состояние стандартной.
Этап 3. Подтверждение личности одним из доступных способов, в результате чего учетная запись пользователя становится подтвержденной.
Также возможна регистрация пользователя в одном из центров обслуживания – в этом случае будет сразу создана подтвержденная учетная запись.
Создание упрощенной учетной записи
Для перехода на страницу регистрации ЕСИА необходимо нажать на кнопку «Регистрация» в информационной системе, интегрированной с ЕСИА (рис. 1), либо воспользоваться прямой ссылкой:
http://esia.gosuslugi.ru/registration
Рисунок 1 – Регистрация в информационной системе
Отобразится страница регистрации ЕСИА (рис. 2).
Рисунок 2 – Главная страница регистрации ЕСИА
На странице регистрации учетной записи доступны следующие действия:
1. Выбрать способ регистрации:
по мобильному телефону – в этом случае в ходе регистрации на указанный номер будет отправлено sms-сообщение с кодом подтверждения номера мобильного телефона;
по электронной почте – в этом случае в ходе регистрации на указанный адрес будет отправлена ссылка, по которой потребуется перейти для подтверждения адреса электронной почты;
с указанием и мобильного телефона, и электронной почты – в этом случае в ходе регистрации на указанный номер будет отправлено sms-сообщение с кодом подтверждения номера мобильного телефона; после проверки кода подтверждения и создания учетной записи на указанный адрес электронной почты будет выслана ссылка, использование которой позволит сохранить данный адрес в профиле пользователя.
2. Зарегистрировать учетную запись.
Для регистрации новой учетной записи необходимо заполнить поля формы регистрации:
фамилия;
имя;
номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты.
После этого следует нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Если выбран способ регистрации по мобильному телефону, то будет отправлено sms-сообщение с кодом подтверждения номера мобильного телефона . Его необходимо ввести в специальное поле, которое отображается на экране (рис. 3). Данный код можно ввести в течение 5 минут (данная информация отображается в виде обратного отсчета секунд), если время истекло, то можно запросить новый код подтверждения номера мобильного телефона.
Рисунок 3 – Сообщение о необходимости подтверждения номера мобильного телефона
Если выбран способ регистрации по электронной почте, то отобразится страница подтверждения адреса электронной почты пользователя (рис. 4).
Рисунок 4 – Страница подтверждения адреса электронной почты
На указанный адрес электронной почты будет отправлено письмо, содержащее ссылку для создания упрощенной учетной записи (рис. 5).
Рисунок 5 – Письмо со ссылкой для подтверждения адреса электронной почты
Для завершения создания упрощенной зарегистрированной учетной записи следует перейти по содержащейся в письме ссылке, либо скопировать и вставить указанную ссылку в адресную строку браузера и нажать кнопку «Ввод». Время действия данной ссылки составляет 3 дня.
Финальным этапом регистрации учетной записи является ввод пароля. Пароль необходимо ввести два раза (рис. 6). Пароль должен удовлетворять следующим критериям надежности: 8 символов латинского алфавита, строчные и заглавные буквы, цифры.
Рисунок 6 – Страница ввода пароля для учетной записи
Упрощенная учетная запись зарегистрирована (рис. 7). Теперь можно войти в систему и заполнить заявку на повышение учетной записи до стандартной (вход будет осуществлен автоматически через 3 секунды после завершения регистрации).
Рисунок 7 – Регистрация завершена Пользоваться учетной записью можно сразу после регистрации, в частности, заказывать некоторые услуги на Портале государственных услуг. Следует помнить, что упрощенная учетная запись позволяет получить доступ лишь к незначительному перечню услуг.
Создание стандартной учетной записи
Если создание стандартной учетной записи происходит не непосредственно после регистрации упрощенной учетной записи, то инициировать процедуру проверки данных можно из личного профиля. Перейти в него можно, в частности, по ссылке:
http://esia.gosuslugi.ru/
Наличие стандартной учетной записи позволяет получить доступ к расширенным возможностям в работе с порталами электронного правительства.
Заполнение личных данных
Для перехода к созданию стандартной учетной записи необходимо воспользоваться побудительным баннером-приглашением, размещенным в верхней части страницы с данными пользователя (рис. 8).
Рисунок 8 – Побудительный баннер, призывающий подтвердить учетную запись
Для создания стандартной учетной записи необходимо выполнить следующие шаги:
уточнить личные данные;
дождаться завершения автоматической проверки личных данных;
Если личные данные были указаны ранее, то они автоматически будут перенесены на страницу запуска процедуры проверки данных (рис. 9). Эта страница включает в себя:
ФИО;
пол;
дата рождения;
место рождения;
СНИЛС;
гражданство;
данные документа, удостоверяющего личность.
Рисунок 9 – Личные данные для выполнения проверки
Проверка личных данных
После того, как данные заполнены, можно нажать на кнопку «Продолжить». Это запустит процесс проверки личных данных в государственных ведомствах. В Пенсионном фонде РФ осуществляется проверка того, что ФИО соответствует указанному СНИЛС, что введены корректные данные о поле и возрасте. В Федеральной миграционной службе РФ проверяются данные документа, удостоверяющего личность. Ход проверки отображается на специальной странице (рис. 10).
Рисунок 10 – Ход проверки данных в государственных ведомствах
Данная проверка выполняется автоматически, Вы можете закрыть страницу. Когда проверка завершится, будут отправлены сообщения на подтвержденные контакты связи (например, отправлено письмо на адрес электронной почты и sms-сообщение на номер мобильного телефона). Кроме того, информация о ходе проверки будет отображена на странице с личными данными пользователя. Специальный баннер проинформирует Вас о том, что Ваши личные данные находятся в стадии проверки, что проверка успешно завершена или что возникли ошибки (рис. 11).
Во время проверки в государственных ведомствах личных данных невозможно изменять эти данные, однако можно инициировать новую заявку на проверку личных данных (в этом случае процесс выполнения существующей заявки будет прекращен).
Рисунок 11 – Информация о ходе проверки личных данных в целях подтверждения личности
В случае успешной проверки личных данных учетная запись станет стандартной (рис. 12). Она позволяет получать расширенный перечень государственных услуг. Следует помнить, что для вступления в силу этих изменений требуется осуществить выход из системы и повторный вход. Если этого не сделать, то другие системы по-прежнему будут обрабатывать данные этой учетной записи как упрощенной.
Рисунок 12 – Стандартная учетная запись успешно создана
О наличии стандартной учетной записи свидетельствует информационный баннер, отображаемый в личном профиле и надпись «Проверено» (рис. 13).
Рисунок 13 – Стандартная учетная запись успешно создана (информация в профиле)
Ошибки при проверке личных данных
Если одна из проверок завершилась ошибкой, то стандартная учетная запись создана не будет. В этом случае будет отображено оповещение о причинах ошибки и о возможных действиях (рис. 14). При возникновении ошибки в первую очередь необходимо убедиться, что все данные введены корректно, в том числе – без опечаток. Если обнаружена ошибка, то следует нажать на кнопку «Исправить данные».
Рисунок 14 – Ошибка при проверке личных данных
В некоторых случаях для дальнейшей диагностики проблемы необходимо перейти на сайт ведомства, на стороне которого возникла ошибка. Например, если паспорт гражданина РФ не был обнаружен в базе данных ФМС России, то предлагается воспользоваться сервисом ФМС России для повторной проверки паспорта: на странице сервиса ФМС России необходимо указать данные паспорта и проверить его действительность. Если паспорт не найден в реестре недействительных, то на появившейся странице следует нажать кнопку «Сообщить об ошибке» и вставить подготовленный текст (рис. 15).
Если обнаружена ошибка со стороны ФМС, то после получения информации о ее устранении, следует вернуться в профиль и повторно осуществить проверку личных.
Рисунок 15 – Ошибка при проверке паспортных данных
Создание подтвержденной учетной записи
Наличие подтвержденной учетной записи позволяет получить доступ ко всем электронным услугам органов власти для физических лиц. Создание подтвержденной учетной записи происходит в результате процедуры подтверждения личности. Подтверждение личности необходимо для того, чтобы удостовериться, что владельцем учетной записи является пользователь, действительно обладающий указанными идентификационными данными.
Вы можете перейти к подтверждению сразу после успешной проверки его данных (нажав на кнопку «Перейти к подтверждению личности»), а также позже, воспользовавшись ссылкой, размещенной в побудительном баннере (рис.11).
Предлагается три основных способа подтверждения личности (рис. 16):
1. Обратиться в центр обслуживания.
2. Получить код подтверждения личности по почте.
3. С помощью средства усиленной квалифицированной электронной подписи или Универсальной электронной карты (УЭК).
Скачать инструкцию [2 mb]